Пока осень ещё не кончилась - та, что шуршит листьями на ветру)
Облетает листва с деревьев,
Небо к осени – белым мёдом.
Держит сокола на коленях
Князь Горы в бордово-зелёном.
читать дальшеПусть чело корона венчает,
Пусть перстнями златыми унизаны пальцы –
Нынче он это всё променяет
На изношенный плащ скитальца.
А богатства в его палатах –
Не считай, собьёшься со счёта,
Но за княжеский титул плата –
Распроститься с вольным полётом.
Он, как камень, твёрд и спокоен,
Только в дни листопада не может иначе:
Сердце Князя стремится в погоню
За безудержным птичьим плачем.
Улететь бы душе гульливой,
Не сидится ей в клетке тела…
Но очнётся Князь, и вздохнёт тоскливо,
И возьмётся опять за дело.
А забот у него немало –
На горе да и под горою,
Оттого он глядит устало,
Голова блазнится седою.
Но янтарных очей мерцанье
Не тускнеет и в блеске камней самоцветных,
А в груди негасимое пламя
Сторожит ворох слов заветных.
Только силу хранитель горный
Лишь от здешних мест получает.
Он горе – и Князь, и слуга покорный,
И прекрасно об этом знает.
Ароматом плодов духмяных
В чаше Князя вино алеет.
Он хотел бы напиться пьяным,
Только вот беда – не пьянеет.
Осень землю нежно ласкает,
Укрывая листвой вязов, буков и клёнов…
В небо сокола с рук отпускает
Князь Горы в бордово-зелёном.
Мде, жду-жду когда ктонить уже это скажет, а как-то никто... Я немношко фшоке.Спасибо)) Думаю, обитатели сообщества просто заняты сборами на юг - осень же...
Кстати, кадавризм обсуждать будем?
Будем, но попозжее, надо мозг фкучу соскресть, а то расползся в Академии))
Он хотел бы напиться пьяным,
Только вот беда - не пьянеет.
По-моему, они очень точно передают то, что хочет сказать автор.
По поводу формы есть нескролько претензий. Во-первых, число слогов: 9-9-9-9, 9-13-10-9, 9-9-9-9, 9-13-10-9, 9-9-11-9, 9-9-9-9, 9-14-10-9, 9-9-11-9, 9-9-9-9, 9-13-9-9.
Попадаются неточные рифмы: "медом"-"зеленом", "мерцанье"-"пламя", есть глагольные.
Если вы заметили, в этой песне есть три разных типа мелодии - можно сказать, три разных вида куплета. Первый - это то самое 9-9-9-9 (кстати, я обычно использую другую схему, где указаны и ударные, и безударные слоги, а не только их количество - это удобнее, чего и вам советую). Сие есть куплеты:
1. Облетает листва с деревьев...
2. А богатства в его палатах...
3. А забот у него немало...
4. Ароматом плодов духмяных...
Второй вид куплета - на 9-13-10-9, количество слогов вытекает из мелодии, на которую ложатся строчки. Это куплеты:
1. Пусть чело корона венчает...
2. Он, как камень, твёрд и спокоен...
3. Но янтарных очей мерцанье...
4. Осень землю нежно ласкает...
Во второй строчке третьего такого куплета вы указали четырнадцать слогов, но на самом деле их по-прежнему тринадцать, пересчитайте: Не туск-не-ет и в_блес-ке кам-ней са-мо-цвет-ных. Точно так же с третьей строчкой последнего куплета, слогов там не 9, а всё так же 10: В_не-бо со-ко-ла с_рук от-пус-ка-ет.
Ну, и третий вид куплета встречается всего два раза, это 9-9-11-9.
1. Улететь бы душе гульливой...
2. Только силу хранитель горный...
Я, собственно, почему и выставляю здесь как текст песен, так и плеер с записями: во-первых, чтобы послушали именно песню, как она звучит, а во-вторых - чтобы не возникало таких вот непоняток с ритмом.
Что же касается рифмы - да, "деревьев - коленях", "мёдом - зелёном", "спокоен - погоню" и "мерцанье - пламя" не являются точными рифмами. Я бы их даже определила как конфликтные рифмы - но достаточно мягкие, ведь они вполне созвучны. Воспринимать песню на слух они не мешают, из ткани её не выбиваются, посему у меня изначально не было стремления привести их к абсолюту.
И я не считаю, что наличие глагольной рифмы в произведении является преступлением)
Что касается трех видов куплетов, то я, в принципе, так и поняла. Но вот как странно они чередуются: !-й - 2-й - 1-й - 2-й - 3--й, !-й - 2-й - 3-й - 1-й - 2-й. Стихи у Вас шли за музыкой, верно?
Ну, на самом деле ничего странного в этом чередовании нет. Первый и второй вид - это как бы один куплет, они всегда вместе, они продолжают друг друга. Третий - что-то вроде припева, только там слова меняются, он значительно отличается от куплета. Кроме того, в песне есть инструментальное вступление, оно же кода, и ещё - проигрыш. Так что, схематично её можно представить так:
|вступление - куплет - небольшой проигрыш| - |куплет - припев - проигрыш| - |куплет - припев - проигрыш| - |куплет - проигрыш - кода|
Имхо - красиво и гармонично.